"Ак барс" на длинном поводке //Татарстан отдал акции своего банка людям, связанным с республикой
6 июня 2008 года

До сих пор ни банк, ни республиканские власти не объясняли, почему на сайте банка владельцами контрольного пакета акций названы восемь человек, а в отчетности по МСФО - Татарстан с долей 96%. В 2007 г. "Татнефть" продала 32% акций "Ак барса" компаниям Escape Enterprises, Mebena Enterprises, Senatir Enterprises, Lennard Enter-prises и "Нижнекамскнефтехим", говорится в меморандуме. Эти компании принадлежат или контролируются напрямую или опосредованно Республикой Татарстан, уверяет банк. При этом бенефициарами первых четырех компаний он указывает Максима Демина, Антона Большакова, Алексея Соколова (по 7,3% в капитале "Ак барса") и Игоря Аванесяна (7,2%). Они вместе с владельцами компаний "Икс-луч" Николаем Карпенко (20% в "Ак барсе"), "Евробест" Данилом Козаренко (5%) и Brass Holdings Рашитом и Альбертом Губайдуллиными (2,5%) названы персонами, связанными с Республикой Татарстан.

Демин и Большаков - менеджеры, а Соколов и Аванесян - члены совета директоров банка "Зенит", где 24,6% акций принадлежит "Татнефти" (в ней у Татарстана 35,9%), объясняет "Ак барс", Карпенко и Козаренко работают в "Татнефти", Губайдуллины связаны с бывшим высокопоставленным членом правительства Татарстана.

Демин и Большаков в исполнительные органы "Зенита" не входят, уверяет представитель "Зенита", зато в его правление входит Рашит Губайдуллин. Аванесян входит и в совет директоров "Ак барса", получить комментарии в "Татнефти" не удалось (на ее сайте нет упоминаний о Карпенко и Козаренко), как и в правительстве Татарстана и "Ак барсе". Республиканский чиновник называет компании Демина, Большакова, Соколова и Аванесяна номинальными держателями акций "Ак барса" в интересах республики. Зачем это понадобилось, он не объяснил.

В ABN Amro и Credit Suisse, которые будут размещать бонды "Ак барса", и PwC (аудитор) от комментариев отказались. Выпуск рейтингуют Moody`s и Fitch. Moody`s руководствуется аудированной отчетностью банка за 2007 г. (у правительства - 96%), объясняет аналитик агентства Армен Даллакян. Схожая позиция у Fitch, оно присвоило банку рейтинг на две ступени ниже, чем республике.

Крепостного права в стране нет, ситуация с квазиноминальными владельцами повышает риск утраты юридического контроля над банками Татарстана, отмечает гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков.

"Ведомости"